игорный бизнес: ОТ ПОНЯТИЯ К ЗАКОНУ
игорный бизнес: ОТ ПОНЯТИЯ К ЗАКОНУ
Парадоксально, но у одного из самых динамично развивающихся секторов российской
экономики - отрасли развлечений - до сих пор нет единых для всех и обязательных
к исполнению всеми «правил игры» на территории Российской Федерации. На сегодняшний
день в России отсутствует специальный федеральный закон, регулирующий деятельность
компаний игорного бизнеса, - казино, игровых клубов, букмекерских контор и тотализаторов.
Вместе с тем игорный бизнес во всем мире является источником ощутимого и стабильного
дохода в бюджет, поэтому власти должны быть заинтересованы в его развитии.
Игорный бизнес, как это ни покажется неожиданным, - одна из высокотехнологичных
сфер растущей российской экономики. Специалисты подсчитали, что одно рабочее
место в этой сфере обеспечивает добавление еще трех-четырех рабочих мест в смежных
областях. Благодаря цивилизованному игорному бизнесу, работающему в соответствии
с мировыми стандартами, развиваются транспорт, общественное питание, услуги
в сфере безопасности.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
В конце прошлого года Аналитический центр Юрия Левады провел всероссийское социологическое
исследование, посвященное развитию игорного бизнеса и отношению к нему со стороны
самых различных групп населения. Выяснились довольно любопытные факты. Оказывается,
около 5% взрослого населения России регулярно посещает игорные заведения. При
этом большая часть воспринимает игру как отдых, отмечает, что игра позволяет
пообщаться с друзьями, приятно провести свободное время. Игра, и это доказано
психологами, позволяет расслабиться, снять нервное напряжение. Да и выигрыши
доставляют позитивные эмоции. Естественно, говорить о том, что казино или залы
игровых автоматов будет посещать большинство населения, - нонсенс. К примеру,
в странах Евросоюза, где отношение ко всей игорной индустрии спокойное и уважительное,
с определенной регулярностью посещают такие заведения в среднем 7-10% граждан.
Таким образом, в России возможности роста игорной сферы далеко не исчерпаны,
что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. При этом если в 2000 году отраслевые
поступления в бюджет составляли 500 миллионов рублей, то в 2004 году эта цифра
достигла 10 миллиардов рублей. Впечатляющий рост. С другой стороны, проявляется
вполне обоснованное недовольство общества засильем игорных заведений, а зачастую
даже просто игровых автоматов, установленных порой в местах, для них не предназначенных,
- от продуктовых магазинов до остановок общественного транспорта. Да, деятельность
игорных заведений сопряжена с целым комплексом проблем. Тем более показательно,
что работа игровых клубов и казино по-прежнему никак не регламентирована в отечественном
законодательстве, что вызывает вполне оправданную критику.
БЕЗ ПОНЯТИЙ
Ключевая проблема состоит в том, что до сих пор законодательно не определены
базовые понятия для функционирования отрасли. Понятийный аппарат, данный в 29-й
главе Налогового кодекса (о налоге на игорный бизнес), особой похвалы не вызывает.
Во-первых, из-за узости круга самих определений, а во-вторых, потому что весь
игорный бизнес как отрасль давно уже ушел вперед. Гражданский кодекс говорит
о сделках и пари также весьма скудно, что, откровенно говоря, неудивительно,
ведь писался он еще в советские времена. Российский игорный бизнес существует
уже 15 лет, в нем занято порядка 500 тысяч человек, и динамика роста весьма
впечатляет, несмотря на полное отсутствие государственных инвестиций в отрасль.
Но до сих пор не удалось выработать эффективной системы контроля за данной сферой.
Напротив, представители органов власти и управления с завидной регулярностью
скептически высказываются о проблемах и негативно - о конкретных представителях
бизнеса, в результате чего и складывается серый имидж игорных бизнесменов. Согласитесь,
важно не только выявить и указать на причину болезни, но и пытаться всемерно
способствовать ее излечению.
Генеральная функция контроля проявляется в осуществлении государством фискальных
функций, лицензировании деятельности и сертификации игорного оборудования. Оптимизация
налоговых поступлений в казну от игорного бизнеса - одна из самых важных проблем,
стоящих не только перед контролирующими органами, но и перед самими бизнесменами.
Если учесть, что налоговые поступления от игорного бизнеса идут исключительно
в казну субъектов Федерации, то региональным властям следует, в первую очередь,
озаботиться правильностью распределения на основе социальной справедливости
этих финансовых ресурсов, а не только использования права, на основе существующей
нормативно-правовой базы изменять размеры налоговых ставок.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ НАЛОГ
На сегодняшний день налог на игорный бизнес - это региональный налог. И это
правильно. Однако допустимая разница между низшей и высшей ставками налога в
пять раз сыграла не в пользу бизнеса и бюджетов регионов. Существует множество
примеров того, когда в регионах установили максимальную ставку, «потянуть» которую
многим предпринимателям оказалось не под силу. В результате бизнес почувствовал
себя неуютно, многие предприниматели перевели залы игровых автоматов и казино
в соседние регионы, где ставка налогообложения более щадящая, кто-то вообще
свернул деятельность. Местные бюджеты в итоге потеряли перспективную налогооблагаемую
базу и стабильные отчисления в казну. Практика показывает, что изменение налоговых
ставок в сторону роста, как правило, приводит лишь к снижению объемов поступлений
и, соответственно, укрытию от государства потенциальных бюджетных средств. Кроме
того, отсутствие четкого Федерального закона, регламентирующего игорный бизнес,
порождает самодеятельность при разработке местных нормативных документов, с
помощью которых региональные власти пытаются отрегулировать систему правоотношений
в этой области. Такие положения уже были приняты в Белгороде, Ставрополе, Ступине,
Уфе, Стерлитамаке, Батайске и других городах России, однако их эффективность
как с точки зрения администрирования, так и экономической составляющей, участниками
и экспертами рынка ставится под вопрос. Совершенно очевидно, что сегодня Россия
объективно подошла к необходимости принятия отдельного Федерального закона,
регламентирующего деятельность по организации и проведению азартных игр и пари.
Нужно определиться не только с понятийным аппаратом, но и с регламентацией игр,
местами для размещения игорных заведений, прописать формы ответственности организаторов
игорных заведений перед игроками и многое другое. В законе необходимо в обязательном
порядке классифицировать персонал организатора игорного заведения. Обязательно
нужно отметить, что азартная игра в игорных заведениях проводится по правилам,
установленным законом и организатором игорного заведения.
практика бизнеса
Сегодня уверенно можно говорить о том, что российский производитель игрового
оборудования переживает расцвет. Регулярно порядка 7-8 российских компаний -
крупнейших производителей игровых автоматов успешно представляют свою продукцию
на международных отраслевых выставках. Уже сейчас автоматами российского производства
оснащены крупнейшие игровые центры мира. По мнению специалистов, в этом нет
ничего удивительного, поскольку в соотношении «цена - качество» у отечественной
игровой техники на мировом рынке конкурентов нет.
ОБЪЕДИНЯЯ УСИЛИЯ
Немаловажно, что в среде самих участников индустрии игорных развлечений формулируются
конструктивные предложения для развития бизнеса, основанные на накопленном опыте
и учете специфики отрасли. Молодая отечественная игорная индустрия эволюционирует
подобно западным коллегам. Уже созданы независимые профессиональные саморегулирующиеся
организации. Так, региональными ассоциациями и некоммерческими партнерствами
игорной сферы была создана общероссийская ассоциация «Мир игр», основной целью
которой является стремление к созданию цивилизованных основ ведения игорного
бизнеса и проведения единой государственной политики в отрасли.
Работа Ассоциации многопланова и отличается разносторонностью: это ежегодные
конгрессы, участие в выпуске отраслевого журнала, проведение выставок игорного
оборудования, юридическая защита членов Ассоциации. На состоявшейся год назад
Всероссийской конференции представителей отрасли было предложено разработать
совместно с заинтересованными государственными органами, экспертами, представителями
общественности «Концепцию развития сферы организации и проведения игр в Российской
Федерации», а на ее базе - проект Закона «Об организации и проведении игр и
пари в Российской Федерации».
Ассоциация «Мир игр» инициирует рассмотрение вопроса об образовании специального
межведомственного вертикально интегрированного органа, наделенного функциями
«единого регулятора» в сфере организации и проведения игр и пари. Передача функций
лицензирования и надзора единому государственному органу позволит упорядочить
и одновременно упростить государственное регулирование отрасли, придаст импульс
ее развитию, позволит увеличить вклад отрасли в удвоение ВВП. Таким образом,
представители игорной сферы не менее чем государство заинтересованы в построении
цивилизованных основ ведения бизнеса, ведь четкая система контроля (и в том
числе - самоконтроля) за участниками рынка должна способствовать легализации
и эффективному регулированию отрасли, а не чисто механическому сбору средств
государством с предприятий отрасли или нецивилизованным формам конкуренции.
Создание саморегулирующихся профессиональных организаций бизнесменов игорной
отрасли в масштабе всей страны, причем инициированное региональным игорным бизнесом,
является крупным позитивным шагом на пути к развитой в правовом и моральном
смысле индустрии азартных развлечений. Игорный бизнес, по крайней мере его наиболее
ответственные представители, выказывают готовность к открытому диалогу с органами
исполнительной и законодательной власти и представителями общественных организаций.
Как бы там ни было, понимание необходимости совместной конструктивной работы
во имя единой цели - это ключ к решению проблемы создания цивилизованного рынка
с эффективными методами контроля, прозрачными схемами работы, развитым сервисом
и культурой обслуживания.
текст: Николай Суховский, Полина Ланская
Мир Игр №6 2005