РАЗДЕЛЫ:         
 

Игроки "левого фланга"


Игроки "левого фланга"

Нынешний бум «игорного бизнеса по-русски» поворачивается к своим участникам не только привлекательной стороной. Едва ли не на пятки бурно растущей индустрии наступает сейчас производство левых автоматов. Еще относительно недавно у данного явления не было такого размаха, но вот в 2004 году контрафакт уже вовсю гулял по стране. Для логичного объяснения сложившейся ситуации годятся и простые математические выкладки: одно дело, пока рынок выдерживает каких-нибудь 30 тысяч аппаратов; и совсем иное, когда на его пространстве умещается больше 200 тысяч машин. Учитывая, что столь обширная рыночная среда практически «не стеснена» рамками специальных законов, игровым хакерам есть где размахнуться-развернуться. А законопослушным производителям, в свою очередь, есть от чего схватиться за голову...

Компания «КАРЕ» относится к числу тех, которые стараются сегодня привлечь как можно больше внимания к злободневной проблеме. Давая комментарий на эту актуальную тему, генеральный директор компании Валерий КОПЫ-СОВ начал его с красноречивого математического расклада.

Интересная арифметика

По оценкам экспертов, которые, в общем-то, совпадают с данными ведущих фирм, на сегодняшний день в России размещено примерно 250 тысяч автоматов. Доля импортных, опять же по подсчетам экспертов, составляет около 50 тысяч, Цифра, как видите, не претендует на скрупулезность, и тем не менее ситуация с зарубежными игровыми машинами стала сейчас сравнительно прозрачной: ведь несколько лет назад данную технику ввозили через границу, скажем, под видом медицинского оборудования. Однако стоило государству усилить таможенный контроль, как все участники процесса начали «играть» по установленным правилам... На долю производителей отечественных, между тем, остается не менее 200 тысяч аппаратов.

Вот мы и подошли к очень интересному вопросу - кто успел за довольно короткий период разместить на нашем рынке столь внушительное количество техники?

Не так уж много у нас компаний, которые заявляют о себе на постоянно проходящих выставках, рекламируются в отраслевых изданиях. Еще буквально три - четыре года назад практически все желающие купить российские автоматы обязательно ехали за ними в Москву и отчасти в Санкт-Петербург. Конечно, число ведущих российских производителей за последнее время выросло, география их несколько расширилась. Наряду с «РиО», «Каре», «Росгеймом», МВМ, «Честной игрой» преуспевает на современном рынке, например, «Смарт Геймс», вошел в силу «Вилларт» со своим грамотно налаженным производством; ряд заметных имен пополнился, в частности, компанией «Торнадо-ЭМ»…

Однако, несмотря на то, что ярких отечественных игроков в нашем бизнесе прибавилось, они по-прежнему «прописаны» преимущественно на столичной территории, и до сих пор их можно пересчитать по пальцам, А деятельность производителей такого уровня, можно сказать, всегда на виду: выпуская и продавая свою продукцию, мы платим налоги, сдаем балансовые отчеты. Объемы производства каждой из этих компаний, так или иначе, известны. Так вот, если их суммировать, получится 100 - 120 тысяч автоматов из тех 200, которые мы «нарисовали» в общей схеме.

Отнюдь не претендуя на математически точные маркетинговые выводы, можно все-таки с уверенностью констатировать: остается еще минимум 80 тысяч автоматов. Откуда все они взялись? Если бы кто-то всерьез задался данным вопросом, то ему потребовалось бы провести исследование, которое, во-первых, стоит сотни тысяч долларов, а во-вторых, сопряжено с определенным риском. Зато сама почва, на которой щедро растут «контрафактные грибы», не содержит в своем составе никакого секрета. И технологию такого «произрастания» описать несложно.

Рынок с «неуставными отношениями»

Итак, первые действующие лица каждой истории с нелегальными автоматами - некие дельцы, которые спешат попасть на открытый игорный рынок, предвкушая получить чуть ли не сиюминутную прибыль. Они, естественно, не хотят «есть нелегкий хлеб» настоящих производителей: не желают создавать никакой промышленной базы, выстраивать маркетинговую структуру, тратиться на передовые технологии и штат профессиональных специалистов. К своей левой продукции такие ловкачи прокладывают поистине левый путь. Зачастую он начинается прямо с Устава фирмы. Мне самому приходилось сталкиваться на практике с целым рядом фирм, в уставных документах которых записано, допустим, «Оптовая торговля продуктами», хотя на самом деле они собирают технику для слот-залов. Собирают именно так, как можно это сделать в каком-нибудь дешево снятом, наспех приспособленном ангаре. Картина, вполне реальная практически для любого российского города. Чем дальше от Москвы - тем пышнее процветает данное явление …

И вот «подпольный» производитель задается вопросом: где бы ему купить недорого корпуса? Ответ не заставит себя долго ждать. Кругом огромное количество заводов, многие из которых - не секрет - перебиваются случайными заработками и охотно берутся за любой новый заказ, Как правило, предварительно у специализированной компании приобретается хотя бы один аппарат; и образец готовой продукции отдается на предприятие, с пожеланиями почти по Высоцкому: «Я, Вань, такую же хочу». Специалисты заводского КБ посмотрели - вроде, ничего сверхсложного нет. А на каком уровне выполнится заказ, будет зависеть уже от того, оснащено ли предприятие лазерной резкой, есть ли у него гибочное, сварочное оборудование, освоена ли технология порошковой покраски. Наконец, все значительно проще и гораздо дешевле, если решено вовсе обойтись незатейливыми деревянными корпусами (вернувшись к практике десятилетней давности).,, Так или иначе, люди получили, как и хотели, недорогой корпус, заплатив с такой покупки соответствующие налоги, И, можно считать, что государство, а также истинный производитель игорного оборудования понесли первые в этой длинной цепочке финансовые потери.

Тем временем, процедура левого производства подходит к следующему этапу. К начинке корпуса. Ни для кого не секрет: по-настоящему удачных игровых программ, дающих действительно приличную доходность, на нашем рынке около полутора десятков; а в качестве их видных производителей можно назвать не больше пяти компаний. Ушлые изготовители контрафакта тоже понимают, что именно данные бренды сулят хорошие деньги, и в большом количестве их подделывают, Вместо команды высококлассных программистов (труд которых стоит сегодня дорого) они нанимают нескольких способных хакеров, чтобы те просто взломали тот или иной коммерчески успешный софт. Затем полученный «продукт» устанавливают на такую же сомнительную игровую платформу - купленную, например, в Тайване (где на десятках заводиках клепают все, что угодно, вплоть до шестислойных, восьмислойных плат).

Дело остается «за малым» - найти на товар покупателя. Специальный сайт в Интернете пестрит массой объявлений. Да и прямыми предложениями подобного рода любые игорные компании отнюдь не обделены. Буквально на днях в компанию «Каре» звонили некие фирмачи из Канады, которые заявили: «Предлагаем платы с марками Belatra, Igrosoft, ao и вообще какие только хотите!». Речь шла о ценах раза в два ниже реальных, а значит о продукции явно незаконного происхождения, Все участники бизнеса прекрасно понимают - такие программы и приобретаются «в черную». В лучшем случае, сопровождающие документы могут свидетельствовать, предположим, о закупке какого-нибудь контроллера…

Таким образом, во второй раз государство и легальный рынок теряют здесь деньги с купли-продажи, И, поверьте, очень существенные. Ведь если у нас, скажем, открытый договор с белорусской компанией Belatra, то мы на каждую конкретную поставку получаем от нее отдельный сертификат и платим за игровой продукт подлинную, не символическую цену; а кроме того, отчисляем все положенные налоги.

Это относится к любой составляющей игровой машины. Когда мы приобретаем на специализированном заводе корпус, подразумевается именно открытый договор, который свидетельствует о том, что куплен корпус не за какие-нибудь 50-100 долларов, а ровно за столько, сколь ко он стоит на самом деле. И то же гарантированное качество имеют установленные в нашем аппарате кнопки, замки, мониторы, источники питания, биллакцепторы. Словом, за каждую деталь своего фирменного автомата мы смело ручаемся.

В то время как за контрафактное изделие смогут «поручиться» разве что какие-то липовые документы с такого же черного рынка (не новость, что там достаются подчас любые бумаги, начиная от корешков приходных ордеров с поддельными печатями, заканчивая счетами-фактурами с фиктивными подписями). И при какой-нибудь поверхностной проверке иные представители «левого цеха» в самом деле их предъявляют. Случается, сгодятся подобные бумаги также в следующей ситуации: везет водитель эту игровую технику, и остановивший машину милицейский наряд попросил показать документы на груз… Итак, типичных нарушений набрался уже целый букет, а разговор шел пока только о закупке комплектующих!

Процесс самой сборки «левого» аппарата опять-таки совсем не похож на прописанную процедуру, Согласно ей, первым делом инженерная группа предприятия должна составить Технические Условия и отослать в Госстандарт. Его специалисты, в свою очередь, тщательно анализируют их, прежде чем «скрепить» своей печатью. Поскольку сей представительный документ примерно на 20-30 листах -не что иное, как официальное заявление производителя о том, что его продукт будет соответствовать всем предусмотренным нормам и ГОСТам. Ну, а опытная партия игровых автоматов отдается потом на испытание в РосТест.

И даже для производителей с 10-летним опытом на рынке (к каким как раз относится «Каре») данная проверка по-прежнему остается серьезным экзаменом. Автоматы там придирчиво исследуют на пробой, на электромагнитные излучения и так далее, Все ради того, что-бы продукция получилась максимально безопасной для здоровья клиента, Однако если взять все сто процентов производящих компаний, то «Протоколы испытаний» Рос-Теста найдутся, в лучшем случае, у пятнадцати. Не говоря уже о последующих документах. А ведь приступив к выпуску серии аппаратов, каждый изготовитель просто обязан получить на свои серийные образцы соответствующие сертификаты безопасности, гигиены. Кроме того, вот уже несколько лет назад к ним добавился «Сертификат соответствия типу», который выдается исключительно ВНИИМСом.

Этот научно-исследовательский институт метрологии тоже защищает права потребителя, оценивая: как играет плата в отношении математики, дает ли она установленный процент выигрыша? Отправив автомат во ВНИИМС, через три месяца потребитель получает разрешение использовать ту ли иную плату. Или, наоборот, указание не применять ее в таком виде, а доработать. Весьма показательный случай произошел с первыми версиями белорусских плат Siberian Gamble и Tinder Box, Они были уже анонсированы, рынок данные продукты очень ждал, но метрологи в начальном варианте их не сертифицировали. Из-за небольших шероховатостей с математикой. Отличные специалисты компании Belatra быстро все исправили; тем не менее платы ушли в продажу с опозданием месяца за полтора. Нам и самим, кстати, не раз доводилось совершенствовать что-то в своих автоматах после проведения специальных экспертиз, Тогда предположим, эксперты рекомендуют: тут вам следует заменить источник питания, там – монитор…

Никакой такой скрупулезной и эффективной работы, конечно, не происходит, если софт и любые комплектующие приобретаются «обходными путями», Не так уж важно, где и у кого: то ли у российских фирм, промышляющих подделкой игорного оборудования; то ли у их коллег в Канаде, Америке, Израиле или Польше (кстати, за границей за этим занятием замечена тоже русскоговорящая публика), При этом и сам-то продавец зачастую не ведает, каким именно образом его хакеры скопировали чужой игорный продукт, А покупатель, в свою очередь, не думает, какие «сюрпризы» может преподнести такая копия, в какой момент она вдруг «сглючит» даже после нескольких месяцев, казалось бы, неплохой игры. Приведу лишь один из десятков известных мне примеров. Не так давно к нам в компанию приехали за автоматами люди из отдаленной провинции, но быстро передумали их приобретать, объяснив: «Зачем мы станем брать технику по высокой цене, когда у нас в городе запросто купишь почти такую же, но гораздо дешевле!».

Однако буквально через два месяца вернулись за аппаратами «Каре», Причина оказалась очень понятной. Региональные предприниматели купили-таки для собственного небольшого зала 15 «левых» автоматов. И в один «прекрасный день» случилось неожиданное: сразу пять машин начали дружно сыпать деньгами, выдав за полчаса по три, четыре, пять «верхов» - вопреки всем законам математики игры. Настал в данном случае праздник для клиента; владельцам же пришлось одним махом распрощаться с кругленькой суммой. Осознав, что здорово «попали», они решили взять теперь оборудование все-таки у легитимного производителя. Недешево, зато с твердой гарантией качества, а, в конечном итоге, с меньшим коммерческим риском, в чем бизнесмены сами скоро наглядно убедились.

Кто в цепочке «крайний»?

Впрочем - говоря откровенно, те операторы залов, которые предлагают клиенту низкопробную технику, как раз в последнюю очередь заслуживают понимания и сочувствия. Ведь делают же добросовестные (и дальновидные) владельцы заведений выбор в пользу хорошего оборудования; причем, на первых порах даже в ущерб себе, занимая деньги под проценты,.. А стороны, крупно страдающие от контрафакта, я перечислил бы в следующем порядке. Это государство, которое несет огромные налоговые потери из-за нелегального или полулегального производства. Это непосредственно игрок. Наконец, это официальные игровые компании: их финансовые потери в связи с потоками «левых» автоматов значительно превышают ту прибыль, которую они на сегодня получают. И, естественно, страдает рынок в целом, отставая в своем развитии по причине подпольного бизнеса не на один год.

Проблема не может не сказываться, в том числе, и на отношении западных партнеров, инвесторов. Некоторые иностранцы осторожно, с оглядкой ступают на российский рынок, беспокоясь за доброе имя своего бренда, Сами подумайте: никому в голову не приходило, например, подделывать марку Atronic, известную в мире уже не один десяток лет, пока... одноименный автомат не завоевал популярность в нашей стране. В этой игровой машине с высокой доходностью, с интересными программами каждый увидел свое: солидные российские компании - возможность развивать интересное международное партнерство, ловкачи от игорного бизнеса - повод сорвать куш на незаконном копировании успешного продукта...

Отчасти данную ситуацию на рыночном пространстве России можно сравнить, пожалуй, только с феноменом Тайваня. Ставшего почти уже хрестоматийным примером, нарицательным образом всемирного поставщика всевозможных копий. Начиная от джинсов с нечестными «покушениями» на марку Wrangler и заканчивая какими-нибудь фальшивыми Sony. Особое положение Тайваня проявляется во всем: игорный бизнес там якобы запрещен, но если возьмем любую местную улицу протяженностью хотя бы в сто метров, непременно найдем на ней пять-шесть залов в подвалах. Где публика вовсю играет, и именно, на широко доступных «левых» аппаратах. Круговой порукой охвачена даже полиция, закрывающая глаза на это явление. И не дай бог когда-нибудь российскому игорному рынку все-таки дойти до такого уровня!

Можно было, конечно, порадоваться недавним успехам представителей нашего МВД - когда в середине марта по центральным каналам прошли сюжеты о том, как в Подмосковье взяты с поличным мошенники с «левыми» платами и другим контрафактом, Но все подобные случаи, к сожалению, остаются каплей в море по сравнению с общими масштабами теневого бизнеса. Разумеется, сделать рынок полностью прозрачным, чистым, еще более эффективным способны только федеральный закон об азартных играх и пари, а также соответствующий технический регламент - которые, надеюсь, будут, наконец-то, приняты у нас в России. Однако можно и сегодня делать больше для того, чтобы упорядочить игорный бизнес: имею в виду регулярные проверки по стране хотя бы с точки зрения тех нарушений, о которых мы говорили, Считаю, вполне хватит на то и полномочий, и компетенции: в контролирующие органы пришло сейчас много технически образованных молодых специалистов, которые могут стать прекрасными экспертами. Почему же не начинается данный процесс (хотя ему, казалось бы, ничто не должно мешать) - вопрос, разумеется, не к одной отдельно взятой компании. А в первую очередь, к государству. Но и к игровому сообществу - тоже.

Кстати, стоит отметить: даже в том, что в России одна за другой возникают отраслевые Ассоциации, видна попытка каким-то образом защитить свой бизнес от теневого произвола, повлиять по возможности на те или иные вопросы. Взять, к примеру, ситуацию с лицензией. Она стоит всего около 10 тысяч рублей и выдается уже в течение многих лет фактически всем подряд, Когда в свое время процедура лицензирования передавалась Госкомспорту, его руководитель Вячеслав Фетисов, берясь за сложный, не знакомый для себя участок работы, наверняка искренне надеялся, что деньги, получаемые за счет лицензий, помогут существенно поддержать отечественный спорт, Так и получилось бы, если бы, во-первых, удалось сразу эффективно перераспределить поступление данных средств в непосредственно в Госкомспорт, а во-вторых, лицензия стоила хотя бы в десять раз больше... Игорные Ассоциации, в принципе, способны вести конструктивный диалог на уровне различных инстанций: того же Министерства по налогам и сборам, лицензирующих органов и так далее. Причем, это касается как определенных спорных моментов, так и, наоборот, выработки какой-то общей политики с государственными органами и с местными властями, которые тоже должны быть серьезно заинтересованы в развитии бизнеса...

Будем надеяться, и внутри самого игрового сообщества, в конце концов, удастся прийти к полному взаимопониманию. Ведь если не все, то, по крайней мере, большинство предпринимателей оценивают сегодняшнюю ситуацию в игорном бизнесе, что называется, в одном направлении. И 2005 год хотелось бы видеть здесь решающим. Во всяком случае, к этому сложились все предпосылки.

Подготовила Елена СУХОВА

Интер Слот №5 2005

 
Компания |  Продукция |  Цены |  Сервис |  Партнерам |  Контакты
Игры и игровые платы для игровых автоматов |  Игровая система Джекпот |  Система OBSERVER+ |  Системы видеонаблюдения |  Табло "Бегущая строка" |  Разработка игр |  Обои для рабочего стола

   тел. +7(4872) 35-13-40   E-mail:

Яндекс.Метрика Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru    ©2005-20013 SolGames
Разработка сайта SolWeb