|
|||||||||||||||||||
СЕРГЕЙ КАЗАКОВ: Стремление к игре - древнейший человеческий инстинктСЕРГЕЙ КАЗАКОВ: Стремление к игре - древнейший человеческий инстинкт " Игорный бизнес в России добрался даже до маленьких посёлков, где — парадоксальная ситуация! — хлеб привозят раз в неделю, зато есть три хороших конкурирующих между собой зала ", — директор по маркетингу группы компаний " Уникум " Сергей Казаков . — Сергей Петрович, как вы оцениваете состояние игорного бизнеса в России? Нынешнюю ситуацию не сравнить с той, какой она была раньше, когда количество залов и автоматов ежегодно удваивалось . Сейчас рост игорного бизнеса не столь бурный, он составляет 30-40 % в год, что тоже очень неплохо . Развитие в нашей стране игорного бизнеса, как и любого другого, идёт от метрополий — Москвы и Санкт - Петербурга — до областных центров, затем распространяется вглубь и вширь страны . Он добрался даже до маленьких посёлков, где — парадоксальная ситуация ! — хлеб привозят раз в неделю, зато есть три хороших конкурирующих между собой зала . Игорный бизнес предлагает россиянам ещё один доступный вид отдыха, альтернативный другим его видам . И во многих городах и посёлках он является чуть ли не единственной формой проведения досуга . — Есть ли проблемы в этой сфере развлечений? — Проблемы есть всегда и в любом бизнесе . Проблемы в игорном бизнесе России зависят от некоторых особенностей, которые, как мне кажется, связаны с его чрезмерной доступностью . Ведь игорный бизнес не должен быть доступен абсолютно всем слоям общества, иначе в него вовлекаются социально незащищённые слои населения — несовершеннолетние, пенсионеры ... Люди подвержены азарту, а его бывает сложно контролировать . Поэтому некоторые люди проигрывают большие деньги, что, естественно, их не радует и порождает негативные чувства в отношении конкретного игорного заведения в частности и игорной отрасли в целом . Доступность игры, помноженная на низкую культуру некоторых игроков, в таких случаях порождает неизбежное негативное отношение к сфере игорного бизнеса . К сожалению, часть наших соотечественников рассматривает игорный бизнес не как средство проведения досуга, сродни походу в театр, а как одно из решений своих материальных проблем . И когда возникает чувство неудовлетворённости результатами игры, это неизбежно порождает негатив к игорным заведениям, что влияет на настроения в обществе, что, в свою очередь, ведёт к шквалу критики со стороны прессы и что, в конце концов, приводит к законодательным ограничениям . Азарт и стремление к игре — это один из древнейших человеческих инстинктов . Это страсть охоты и радость от получения добычи . В наши дни для реализации этого инстинкта как нельзя лучше подходит игорный бизнес . И поэтому посещение игорного заведения должно рассматриваться человеком как одна из возможностей проведения досуга и удовлетворения своих потребностей в азарте . Операторы должны способствовать развитию культуры игроков, вести просветительскую работу, выпускать специальные брошюры, где можно будет давать такие советы к игре, как, например : " Собираясь в игорное заведение, берите с собой только определенную сумму, которую собираетесь потратить на игру ". — И писать на автомате " Игра опасна для достатка вашей семьи "? — Понятно, что сущность коммерции в любой сфере состоит в быстром, и без последствий, получении капитала, эту философию понять можно, особенно в период становления нашей молодой ещё рыночной экономики . Тем не менее, надо задумываться о долговременной перспективе . В нашей стране укрепляется законодательство, в обществе нормализуются процессы развития, и в связи с этим наступила пора вести бизнес цивилизованными методами . Если игорные заведения не будут вызывать доверия со стороны игроков, то они просто не будут в них приходить . А если удовольствие и разочарование будут взаимно дополнять друг друга, то человек будет приходить играть и дальше . Ресторан, дискотека, кино, спортивные соревнования — это те нематериальные ценности, за которые мы отдаём деньги, а взамен получаем только удовольствие, впечатления и воспоминания . К этим местам проведения досуга можно с полным основанием отнести также казино и игровой зал . — А что могут сделать сами бизнесмены в этой ситуации? — Соблюдать законодательство, прежде всего, в отношении несовершеннолетних . Они должны проводить разъяснительную работу среди игроков, должны объяснять, что не надо приходить в зал с целью нажиться . И сами бизнесмены уже стали понимать необходимость просветительской работы среди своей клиентуры . Конечно, ещё рано говорить, что такое просвещение уже нашло выражение в рекламе, в виде каких - то печатных материалов . Но поверьте, это дело ближайшего будущего, потому что все бизнесмены в игорном бизнесе не заинтересованы рубить сук, на котором сидят . И культура игорного бизнеса, конечно, поменяется, преобразится интерьер залов, будут меняться стандарты обслуживания клиента . Сейчас приличным интерьером могут похвастаться разве что некоторые казино и крупные сети залов игровых автоматов . 80% залов на рынке — это, как правило, павильончики без удобств, с нелицензионным оборудованием, подделанным под известных производителей, которое имеет экстремально непредсказуемую математику — может сыграть как против игрока, так и разорить владельца зала . Внешнее давление со стороны общества, законодательные инициативы и жёсткая конкуренция будут вынуждать бизнесменов переходить на другие методы ведения бизнеса .— Существуют ли способы избавления игорного бизнеса от нечистоплотных бизнесменов? — Помимо лицензирования деятельности игорных заведений, производства игорного оборудования и конкуренции, существует очень действенное золотое правило коммерции : " Клиента можно обмануть один раз ". Один недовольный игрок пожалуется ещё десяти знакомым игрокам, те, по методу испорченного телефона, расскажут это ещё ста игрокам, преувеличивая в десять раз беды нечистого на руку коммерсанта . Так что, обманув одного игрока, можно потерять большую часть существующей и потенциальной клиентуры . — А сейчас такой обман практикуется? — Два - три года назад такие случаи были ... Как любой развивающийся бизнес, игорный бизнес России на рубеже 1999-2000 годов привлёк к себе много " пены " — людей, которые не стремились прикладывать усилия для развития цивилизованного игорного бизнеса в нашей стране, а просто хотели быстро заработать лёгкие деньги . Любой бизнес не застрахован от таких вот " временщиков ". Кто - то строит своё дело на долговременной основе, вносит серьёзный вклад в его цивилизованное развитие, а кто - то хочет просто и быстро разбогатеть за пару месяцев, и такое желание понятно и в чем - то естественно, но очень вредно в целом для бизнеса . Бывали случаи, когда игроку, получившему большой выигрыш на автомате, говорили, мол, приходи за деньгами завтра, а на другой день все делают вид, что видят его в первый раз в жизни . Но, повторяю, такие случаи единичные, лично я в этом году таких историй не слышал . Наше бизнес - сообщество довольно узкое в силу своей специфики, игроки и операторы имеют много возможностей обмениваться информацией, в той же сети Интернет, например, существует большое количество форумов и порталов, посвященных игорному бизнесу . Поэтому негативные новости распространяются по киберпространству очень быстро, и страна моментально узнает своих " героев ". Понимаете, если посмотреть на проблему со всех сторон, дело не только в игорном бизнесе . В нашей стране потребитель вообще бесправен . Есть закон о правах потребителей, который хоть эти права защищает, но приходится проходить все девять кругов Дантового ада, чтобы добиться их соблюдения . Это проблема общая для всех отраслей, и надо сказать, что в других отраслях, связанных с потребительскими товарами и услугами, эти вопросы имеют еще более острый характер . — Надо ли, на ваш взгляд, ужесточить в России процесс выдачи лицензий на осуществление игровой деятельности? — И да, и нет . " Да ", потому что надо как можно больше минимизировать те негативные моменты, которые могут повредить развитию игорного бизнеса в цивилизованном русле, подорвать доверие со стороны общества и неизбежно вызвать санкции со стороны государственных органов . " Нет ", потому что в процессе лицензирования не нужно создавать непреодолимые барьеры для молодых бизнесменов, которые хотят войти в дело . Слишком жёсткое лицензирование может привести к тому, что рынок даже не монополизируется, а " олигаполизируется ", когда несколько крупных игроков будут в сговоре держать все рыночное пространство, диктуя правила, выгодные только им . Приток новых бизнесменов в нашу отрасль создаёт ту полезную конкуренцию, которая позволяет игорному бизнесу качественно развиваться . Найти " золотую середину " между этими " да " и " нет " — задача непростая, но компромисс найти можно и нужно . — Знаете ли вы точное количество автоматов в России и в Москве? — Точными цифрами не владеет никто . Ссылаясь на ряд изданий, могу сказать, что в России зарегистрировано порядка 272 800 автоматов, в Москве приблизительно 20-30 тысяч . — Этого хватает, или на рынке есть определённый дефицит? — На рынке существует переизбыток некачественных автоматов, которые собираются незарегистрированными нигде " артелями " где - то в гаражах - подвалах . Такие автоматы, как уже отмечалось, могут сильно ударить как по владельцу игрового зала, так и по игрокам . И, безусловно, есть дефицит качественных недорогих автоматов отечественного производства . — Поговорим о вашей компании . Как ей удалось закрепиться на рынке игровых автоматов? — На протяжении 15 лет компания развивалась в соответствии с пятью принципами, заложенными её основателем Борисом Григорьевичем Белоцерковским : порядочность, проактивность, профессионализм, творчество и знание . Мы искали те ниши на рынке, которые имели потенциал для роста, затем поставляли на рынок имеющее спрос оборудование, которое удовлетворяло потребностям, как операторов, так и игроков . Ставка была сделана на лучших мировых производителей, таких как " Атроник ", " Балли ", " WMS Gaming ", и " Ainsworth ". В 2002 года назад " Уникум " открыл собственную фабрику по производству игровых автоматов, мы сами целиком разработали платформу " Adventures ", включая аппаратную и программную части . Отдел исследований и разработок выпускает на рынок популярные у игроков игры ( сейчас их 5 — " Adventures Muligame ", " ТАМТАМ ", " Золото Славян ", " Папирус " и " Братва ", к концу года будет больше ). Данный аппарат имеет превосходные для своего ценного класса характеристики : плоский 17" сенсорный монитор, качественный корпус, оригинальные игры на российскую и международную тематику . " Unicum Adventures " — можно сказать, первый западный автомат российского производства . Стратегически правильные решения позволили " Уникуму " стать лидером российского рынка . Помимо направления игровых автоматов мы развиваем ещё 8 других категорий товаров и услуг : проектная дистрибуция развлекательного оборудования, от ведущих мировых производителей, интеллектуальные компьютерные online - системы управления казино и залом в реальном времени ( особо хочу выделить нашу разработку Systems - ln - Progress ). Успешно развиваем направление консалтинга . Так же — направлениями по предоставлению операторам оборудования в аренду и лизинг, этой деятельностью занимается входящая в Группу " Уникум " компания " Слот Лизинг ". Есть направление оборудования для казино — столы, мебель, аксессуары, одежда . Мы также являемся организатором выставки " ЭЭЛЕКС ", которая вышла на второе место в мире по посещаемости после крупнейшей выставки G 2 E, проходящей в Лас - Вегасе . Сейчас во всю готовимся к " младшему брату " ЭЭЛЕКСа — игровому форуму " Слот - революция ", который состоится 1 июня 2005 г . в павильоне " Форум " Экспоцентра на Красной Пресне . Успешно осуществляем дистрибуцию запасных частей и аксессуаров, имеем развитую службу сервисного обслуживания . Следующее направление — сервисное обслуживание, направление совместного оперирования, включающее развитие систем федерального глобального джек - пота, который сегодня происходит на базе игры " Морской бой "...— Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее . — Любой оператор может установить у себя в зале или в казино на привлекательных коммерческих условиях 4 или более автомата Unicum Ambassador с игрой " Морской Бой ", красивейший тематический знак с плазмой и счетчиком роллинга суммы джекпота, подключить её к общефедеральной системе джек - пота, в которой уже участвуют залы из порядка 12 субъектов Федерации . Люди могут играть в Москве, в Благовещенске, Краснодаре и Архангельске, и при этом определённый процент с каждой ставки откладывается на сумму джек - пота, которая стремительно растёт ... Джекпот - решения, как правило, очень сильный маркетинговый инструмент для привлечения игроков, а суммы набегающие на счетчике джекпота не могут не будоражить их воображения . Это — выигрыш, который в момент меняет жизнь человека, и, конечно, в лучшую ее сторону . А представьте себе, какие космические суммы будут разыгрываться, когда к системе подключаться залы и казино всех 89 субъектов РФ? — Сильная ли конкуренция между Вами и другими компаниями? — Пока всем производителям хватает места на рынке, учитывая тот факт, рынок стремительно растет . Сильной конкуренции между нами нет, поскольку мы осуществляем продажи в ценовом сегменте от 5-6 тысяч долларов, в то время как многие другие компании выступают в ценовом классе 3-5 тысяч долларов . Мы предлагаем только качественное оборудование, которое находит спрос у многих операторов, которые понимают, что игроки начинают предъявлять спрос на более дорогое оборудование, и если не удовлетворять эти потребности, операторы могут сильно подорвать свою конкурентоспособность . — Каково процентное соотношение вашей продукции к продукции конкурирующих компаний? — Сложно подсчитать . К сожалению, в нашей отрасли пока нет развитой инфраструктуры, как на других потребительских рынках, где есть такие организации, как IFR или GFK, которые являются институциональными информационными ресурсами, предоставляющими количественные данные по рынку . Безусловно, когда - то такие компании появятся и в нашей отрасли . А пока могу сказать, что в индустрии развлечений " Уникум " — это, пожалуй, самая крупная компания в Восточной Европе на сегодняшний день . АZарт №5 2005
|
|